Петер Дж. Ставерманн, Фрaнк Вeрниц
Социальные эффекты региональной конкуренции инфраструктурных проектов
(язык оригинала – английский)

В статье представлен анализ региональной конкуренции инфраструктурных проектов, а именно проектов, предусматривающих инвестиции в развитие инфраструктуры аэропортов. Согласно предложенной модели, которая предусматривает анализ двух регионов в условиях монополистической конкуренции, и сама региональная конкуренция, и инвестиции будут неэффективны, хотя в целом инвестиции в развитие инфраструктуры аэропортов – это достаточно важный и полезный пример социальных инвестиций.
В статье доказано, что региональная конкуренция, основу которой составляют инвестиции в инфраструктурные проекты на уровне отдельных стран или конкурирующих регионов, является неэффективной. Из нашей научной работы 1998 г. можно сделать вывод, что с увеличением числа конкурирующих регионов эффективность снижается. Кроме того, эффективность снижается, если центральные органы власти всячески способствуют регионам завоевывать конкурентные позиции на рынке. В данной статье анализируются проблемы развития инфраструктуры аэропортов. Из проведенного анализа можно сделать вывод, что в планы регионального развития не стоит включать развитие инфраструктуры аэропортов в каждом регионе в рамках одной страны. На уровне Европейского Союза (ЕС) для эффективного развития регионов лучшим вариантом является развитие инфраструктуры аэропортов общеевропейского уровня. В противном случае региональная конкуренция будет сведена к нулю. Результаты данного исследования можно рассматривать в качестве официальной точки зрения научного совета Федерального министерства транспорта, строительства и городского развития (Wissenschaftlicher Beirat beim Bundesminister fuer Verkehr, Bau und Stadtentwicklung, 2011), которое также предложило разработать Общеевропейский генеральный плана развития авиации.
Основная проблема данного вопроса состоит в том, что региональная конкуренция не предусматривает выхода из рынка конкурирующих регионов или их банкротства, а сама региональная конкуренция вызывает довольно много вопросов. Положение о том, что софинансирование/субсидирование бедных регионов будет эффективным и они смогут сравняться в уровне экономического развития с богатыми регионами, кажется иллюзорным и ложным толкованием конкуренции и экономической эффективности. Эти понятия невозможно использовать применительно к анализу развития отдельных регионов, например, Восточной Германии после воссоединения. Несмотря на то, что за последние 27 лет Восточная Германия получила более двух триллионов евро на региональные проекты развития, она так и не смогла сравняться с Западной Германией по уровню экономического развития. В Восточной Германии, например, существует практика неэффективного инвестирования, особенно в транспортную инфраструктуру. Конечно, подобную ситуацию можно наблюдать и в других странах Европы.
Кроме того, если национальные правительства или руководство ЕС поддерживают региональную конкуренцию путем софинансирования общих инвестиционных затрат, следует опасаться увеличения объёмов инвестиций. Если уровень софинансирования относительно высок, например, для слаборазвитых регионов ЕС, где уровень софинансирования может составлять максимум 95 % для инфраструктурных проектов, следует предположить, что расходы на финансируемые проекты превысят социальные выгоды ЕС в целом. Согласно нашей модели, 95 %-й уровень софинансирования в целом будет убыточным для ЕС. Конечно, несмотря на то, что модель не учитывает увеличение фирмами своей производительности, вызванной инфраструктурными инвестициями, следует предположить, что они получат сверхприбыль. Это связано с тем, что фирмы практически не финансируют развитие дополнительной инфраструктуры, особенно если учесть еще и то, что в целом региональная конкуренция приводит к очень низким региональным корпоративным налогам (Stauvermann and Kumar, 2016).

Ключевые слова: региональная конкуренция, инфраструктура, региональное развитие, субсидии.

Размещена в №3, 2017.

Информация про автора(ов): ПЕТЕР ДЖ. СТАВЕРМАНН, PhD, профессор, профессор кафедры экономики, Чханвонский национальный университет, г. Чханвон, Республика Корея;
ФРAНК ВEРНИЦ, PhD, профессор, Международный университет прикладных наук Бад-Гоннеф, г. Дюссельдорф, Гильдебрандштрассе, 24 с, 40215, Федеративная Республика Германия

Текст статьи: загрузить.






Вернуться к просмотру номера